ОТШЕЛЬНИКЪ (gilliotinus) wrote,
ОТШЕЛЬНИКЪ
gilliotinus

СКАЗ О ТОМ КАК ОСЕРЧАЛ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ НА ЕРМАКА ТИМОФЕЕВА СЫНА (часть 1)


ОПИСАНИЕ НОВЫЯ ЗЕМЛИ, СИРЕЧЬ СИБИРСКОГО ЦАРСТВА
(По рукописи Румянцовскаго Музея № CCXCTV, лл. 1-19)




Описание новыя земли, сиречь Сибирского царства и Московского государства, в которое время великий государь царь и великий князь Иоанн Васильевич, всеа Росии самодержец, первый Росийского государства христианский царь, походом своим с Московского государства царство Казанское подкопом под Булат-реку и царя Симеона жива взял лета
7061, и очеса избости ему повеле, и жити в Звениграде указа за стражею 7081 году.
[НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ..]


А после того времени, при царстве царя Иоанна Васильевича, всеа Росии самодержца, по 28 лете взятия Казанского царства, з Дону восташа самоволныя казаки с атаманом своим Ермаком Тимофеевым-сыном, которые з Дону вышли на великую реку Волгу, и многую пакость Московского государства всякаго чина людем деюще, до смерти убивающе, животы и товары и государскую казну на посадах грабяще, по пяти и по шти лет, и на Волге из Астрахан в Московского государство в проезде путь всякого чина людем со всяким товаром возбраниша и проезду не даша. И по указу государя, царя Иоанна Васильевича,   всеа Росии самодержца, многия посылки ратных людей на него, атамана Ермака с товарищи, посыланы были; и он, атаман конской, Ермак с товарищи, рускую силу посланных побил.
И 7080 году указал великий государь царь Иоанн Васильевич, всеа Росии самодержец, из великого своего Московского государства множество ратных людей, водою в судах и порою на конях, со всякими воинскими припасы, послать на него, самоволнаго атамана Ермака с товарищи, унять их от такова зланачинания и самоволства. Он же, атаман Ермак с товарищи своими, слыша великий гнев государя своего и приход многоратных людей Московского государства, убояся, и с Волги, не доедя Казанскаго царства за 60 поприщ, вверх по великой реке Каме поиде судами з дружиною своею храброю; с иноверцами, некрещеными людми, с подданными прежняго взятого Казанского царя Симеона, с Черемисою, Мордвою, Вотяками, Башкирцами, Камским уездом; а тот народ и доныне глуп, и урядства воинского на мале у них. И так идя Ермак по Каме-реке, и по Вятке-реке, и по иным многим рекам, те живущия народы покори, и аманатов побра, и ясак с них на великаго государя идя взял, и от устья Камы-реки, вверх по Каме-реке, прошел город Рыбную, Чертово городище, Алабуху, Сарапуль, Осу, городы с уезды побра и покори под его государское величество, и прииде по той же реке Каме вверх живущаго мужика Строганова вотчины.



А тот мужик Строган, породою новгородец, посадской человек, иже от страха смерти и казни великого государя царя Иоанна Васильевича, всеа Росии самодержца, из Новаграда убежа со всем домом своим в Зыряны, сиречь в Пермь Великую, чрез Великой Устью на вершину Камы-реки, на места изобильныя, на великую реку Каму. И егда к нему, мужику Строганову, прииде атаман Ермак с храброю своею дружиною, и он, мужик Строганов, изобилуя богатством своим и славою своею во оной стране и народе, убояся атамана Ермака с товарищи, и возвести ему о всем Сибирском царстве и о зверях всяких, что в той стране Сибирской всякого зверя изобилно, и люди живущия не храбры: «Мы же от них живем от зде за 1000 поприщ. И ты, атаман Ермак с товарищи своими, послужи великому государю, и государь царь Иоанн Васильевич, всеа Росии самодержец, милосерд, пожалует вину твою, видя службу твою, и тебя с товарищи твоими простит». И того ж лета осению мужик Строганов атаману Ермаку с товарищи велию честь воздаде и на подъем на службу в Сибирское государство всякими запасы, пушками, пищалми, порохом, свинцом и к судовому ходу всякими припасы наделил и отпустил из Камы-реки на правую руку к степи Уткою-рекою, вверх реки. И оттоле, от Строганова жилища, атаман Ермак с товарищи своими поиде Уткою-рекою направо, степью, до каменья Верхотурскаго, которой камень лежит от моря-океяна поясом до моря Хвалынского, высок и широк зело; и на том камени великия озера, а в них всякая рыба, кроме осетров и стерлядей. Из того камени на полдень к Московскому государству многия реки, Кама с товарищи, изъидоша и устьем падоша в великую реку Волгу, а иныя реки из того ж камени устьем падоша в Хвалынское море, яко то: Яик и иныя реки с товарищи, и Дарья-река, которая пошла под Бухарию в великую Фиву, с товарищи.

А с Москвы водяным путем, стругами, Москвою, Окою, Волгою, Камою, Уткою-реками до камени Верхотурского, которой камень - граница между Московским и Сибирским царств, 2000 поприщ; и тот камень Верхотурской через Утку-реку в вершине той реки в лесах страшных. И Ермак с товарищи своими осеновал до зимняго пути. И тем первым зимним путем, водяныя суды по cю сторону оставя, поделав лыжы, нарты с запасы своими перешел тот Верхотурской камень на вершину реки Ницы.
Которыя реки в Сибирскую сторону с того ж камени пошли в Сибирь, в море-океан, яко то: Верхотурка-река, Тобол-река, Обдор-река, Исеть-река и иныя великия реки с товарищи; а те все реки пали устьем в великую реку Обь; великая же река Обь устьем пала в море-океан, сибирским прозванием в Мангазейское море студеное, от котораго моря Мангазейскаго город Мангазея нарицается, стоит же над рекою Мангазейкою, а та река устьем пала в море-океан студеное. Морем-океаном езды лодьями корелскими мимо Пусто-озеро до города Архангелска 3 недели, а от камени Верхотурскаго Сибирскими городами, рекою Ницею, и рекою Тоболом, и рекою Иртишем, мимо Тюмень с уезды и мимо Сибирскаго царства, Тоболска и Тоболскаго розряду и уезду, великою рекою Обью до моря-океана Мангазейского, и морем-океаном, мимо города Пустозерскаго до города Архангелскаго 6000 поприщ.
И от камени Верхотурскаго с вершины Ницы-реки, вниз по Нице-реке вешним ходом и по Верхотурке, и по Тоболу, и по иным многим сибирским рекам, с вершин вниз, которые реки все устьем пали в Тобол-реку, Ермак царства Сибирскаго Кучюма царя, уделных его бояр и княжцов, и подданных его, и ясачных взятьем под царское величество в подданство побрал, и аманатов с тех городков и ясак взял. И с тех мест теми ж реками Верхотуркою, Исетью, Ницею и Пелынькою, Тоболом доиде до города Тюмени, и город Тюмень с уездом атаман Ермак з дружиною своею храброю войною взя и покорил великому государю.


И то услышав Сибирской царь Кучюм, что атаман Ермак с товарищи разстоянием от царства его Тоболска 180 поприщ, нахождением своим и ратным промыслом побрал, ея же беды не возмогоша стерпети, послал любимаго своего советника Канцелея со многими ратными людми под Тюмень-город, дабы того атамана Ермака с товарищи к царству своему не припустить и город Тюмень с товарищи очистить. Божиею милостию и государским щастием и святых чюдотворцов Росийскаго государства молитвами, атаман Ермак с товарищи до Тюмени Сибирскаго царя Кучюма и ратных его людей конницы воеводы его, ближняго советника, мурзы Канцелея не допустил за 5 поприщ и многих людей огненным боем побил, а мурзу Канцелея раненаго жива пойма, токмо с вестию к царю Кучюму некия немногия люди его возвратишася. Царь же Кучюм, слышав о такой победе советника и ратных людей своих, в велицей бысть скорби, и поеда по всему Сибирскому царству ко всякого чина людем своим, дабы вскоре к нему без всякого ослушания собралися, и посла вместо царских своих грамот стрелы свои золоченыя, чтоб другой посылки не дожидались, понеже де идет на нас неведомо какой лютой неприятель.


И то слыша орды сибирския указ царя своего, вскоре в царство его, Тоболеск, безчисленно с женами и детми своими съехалися. Царь же Кучюм, видя многих людей к себе собравшихся, мало от прежде бывшей печали обрадовася и из Тоболска на всяк день скорых своих посылаше гонцов, слыхати хотя, где неприятель его, Ермак с товарищи, пребывает и камо хощет путь свой и намерение имети. Вестници же, вземше весть из Тюмени чрез измену, возвестиша, что хощет атаман Ермак итти в царство Сибирское в Тоболеск на тебя, царя. Услыша то, царь с женою своею, царицею Симбулою, и з детми своими сердцем падоша в велий страх и трепет, и из царства своего свою жену з детми и коши отпустил на велбудах и на конех горою вверх степью по Иртыше-реке в любимую свою вотчину на Абалак, идеже ныне благодатию Христовою весь велия православных христиан и церковь каменная пресвятыя Богородицы, Обалацкия чюдотворныя иконы Знамения пресвятыя Богородицы. И оттоле, от Тюмени, атаман Ермак с товарищи своими вниз Тоболом-рекою на стругах поиде к царству Сибирскому под Тоболеск-город. Тобол-река устьем впала под Тоболском в Иртыш-реку. Град Тоболеск стоит над рекою Иртышом повыше Тобола-реки 2 поприща, на горах высоких: город деревяной с осыпью был у Сибирскаго царя Кучюма. И Ермак атаман з дружиною своею плывущи, до Тоболска не доходя 7 поприщ, урочище, нарицаемое ныне Шишкина деревня, тамо же стоял и ночевал; и назаутрее, поугру рано, поплыл судами под горы Тоболския на лужок, где ныне стоят анбары хлебныя государевы.




И видя то пришествие козаков и Ермака с товарищи з города, з горы, царь Сибирский Кучюм выслал з города под гору высылку ратных своих людей с лучным боем многое множество; атаман же Ермак, видя то, что еще у царя Кучюма много людей во граде, нежели на вылазке, и повеле дружине своей козаком мушке ты свои пыжами зарядити, дабы их от себя вдруг не отстращать. Сибирскаго же царя Кучюма ратныя люди на бой крепко на казаков устремишася, козаки же иноверцов, из пищалей стреляюще пыжами, ни единаго убиша; они же, то видяще, гнашася за ними до пристани их козацкой и до судов и ни единаго козака не раниша; атаман же Ермак повеле козаком в струги свои отъехать прочь от горы и от пристани на остров итти. И тако козаки прочь от Тоболска в целости отъидоша и на острове, против Тоболска с версту через реку, сутки стояли.И назавтрие аман Ермак товарищом своим козаком заповедал всякому, чтоб оружие было чисто, а заряжать бы всякому по два, по три и по четыре железныя жеребья вместо пуль свинцовых усечки, и быть смелым сердцем, битися, не щадя голов своих, и поучая их, козаков своих товарищей: «Братия моя милая, атаманы козаки, постойте за веру христианскую и послужите царю православному Иоанну Васильевичу, веса Росии самодержцу, и за свою вину страдничию, что мы пред ним, государем своим, виноваты и пред всем Московским християнством: государскую казну и его государских подданных людей грабили, и многую кровь християнскую пролити, и многия души християнския осквернили; послужите, государи братцы, ныне верою и правдою; а когда мы виноватые ему государю, своему царю, послужим и прибыль учиним, и он, государь наш, царь Иоанн Васильевич за нашу службу пожалует нас, вину нашу страдничию отдаст».



И то слыша, дружина его храбрая козаки от атамана своего Ермака слезы от очес своих аки реки испущаху, глаголюще сице: «Во всем, аки Богу, великому государю царю своему служити рады и головы свои кладовати не пощадим, а тебя, аки отца своего, слушать рады: как ты изволишь, тако да и будет!» (авт.-а вот такие моменты - голимая пропаганда писак царских, имхо) И с того места с острова атаман Ермак с товарищи своими, всего 600 человек, к Тоболску на прежнее место на пристань на лужек поиде. Царь же Сибирский, Кучюм с советники своими и с ратными людми, з города Тоболска видя пришествие козаков и атамана Ермака с товарищи, глагола людем своим: «Пойдем, братия, без всякого сумнения и страха, понеже он нам поганцы не могут никакова зла смертнаго сотворити, понеже бози наши с нами оберегают нас от них, токмо станьте мужественно, а я вас за вашу службу пожалую». И то слышаще людие от царя своего с радостию на бой все множество из града людей устремишася к бою, аки на некое пиршество, друг друга понуждающе, все к бою изъидоша, токмо царь во граде с ближними своими немногими людми остася, из града з горы вниз на бой зряще. Иноверных же много множество ратных людей снидеся под горою битися с козаки. Атаман же Ермак глаголаше козаком: «Братия моя любимая, атаманы козаки, не устрашитеся множества их бусурманского, с нами убо Бог, стойте смело: аще Бог с нами, никто же на ны!» И тако атаман Ермак товарищем своим козаком повеле на иноверцов из мушкетов своих заряженых стрелять половине, а другой стояти до исправы; и тако Божиею милостию и государским счастием, и промыслом, и радением атамана Ермака с товарищи сибирских иноверцов многих орд и язык ратных людей на том бою побили и живцом взяли, а за досталными побегшими во град вниде. Царь же Кучюм, видя силу свою людей множество побитых, из града с неболшими людми убежа к жене своей царице и к детем в любимое село свое на Обалак, от Тоболска разстоянием 20 поприщ. А в Тоболске-граде у царя Кучюма были две пушки железные литые, в четыре аршина длиною, а ядро в 20 фунтов; и как с козаками бой был, и в то время велел царь из тех пушек стреляти на козаков, и пушки стрелбы не дали, и царь разгневался: повеле те пушки с высокия горы вниз реку Иртыш ввергнути. Атаман же Ермак с товарищи своими в царстве Сибирском во граде Тоболску пол-2 месяца жил. А от вершины Ницы-реки от каменя Верхотурскаго до Тоболска езды вниз водою 500 поприщ.




И из Тоболска из Сибири атаман Ермак с товарищи своими, избрав атамана казака Грозу Ивановича с товарищи и 5 человек козаков, послал их к Москве к великому государю царю Иоанну Васильевичу, всеа Росии самодержцу, да с ними ж, козаками, послал к государю собранныя казны 60 сороков соболей с пупки и с хвосты, да 50 бобров чернокарих, 20 лисиц чернобурых, да 3 человек с людми их, ближних приятелей царя Кучюма, и отписку написал к великому государю, царю Иоанну Васильевичу, всеа Росии самодержцу, сице: «Атаман Ермак з дружиною своею храброю, с козаки и с атаманы, об вине своей прислал, чтоб великий государь с Москвы указал послать воевод своих в царство Сибирское городы с уезды принимать и розправу в народе чинить по своему государскому указу». И посланной из Сибири атаман Гроза Иванович от атамана Ермака Тимофеева с товарищи к Москве с вышеписанною казною приехал и великому государю царю били челом и милости просили, чтоб великий государь страдничию их вину пожаловал, простил за многия их службы и изволил бы присланную казну у них принять и воевод своих от себя государя в нововзятое царство Сибирское в Тоболеск и в городы Сибирские для розправы и державы послать. И великий государь в то время в соборной и апостольской церкви со властми и боляры своими молебствовал и милости у Московских чюдотворцев просил, и атамана Ермака Тимофеева и товарищей его казаков, дружину его храбрую, за службу их и за радение во всей прежней вине их пожаловал, и казну у них принять велел, а их атамана Грозу Иванова с товарищи велел пожаловать и с ними свое государское жалованье и жалованную грамоту в Сибирь, в Тоболеск, к атаману Ермаку с товарищи, его послал; а воеводам своим великий государь указал готовится зимним путем впредь по указу, а до тех мест указал государь царь Иоанн Васильевич ведать царство Сибирское з городы взятыми атаману Ермаку Тимофееву с товарищи.
И того ж году осенью с Москвы от государя царя с жалованием и с грамотою Гроза атаман с козаками к атаману Ермаку в Сибирь приехали, и Ермак с товарищи государской милости велми обрадовалися и на государской милости били челом до земли и молебствовали о государском здравии. А с Москвы сухим путем езда в Сибирь на Троецкой Сергиев монастырь, на Переяславль, на Ростов, на Ярославль Великий, на Вологду, до Вологды с Москвы 500 поприщ. А от Верхотурья до Туринского острога и до Тюмени-города и от Тюмени до Тоболска 500 поприщ. И как в то время, от царя Иоанна Васильевича грамоту и жалование, присланное у атамана посланного Грозы прием, великому государю велие благодарение возсылаше и молебныя пения Господу Богу воздаваше о государском долгоденствии. По сем же из Тоболска Сибирскаго царства атаман Ермак с товарищи своими по совету, устроив воинским обычаем со всеми припасы, на стругах вверх от Тоболска по Иртишу-реке поиде доходити царя Сибирского Кучюма и доиде до Сибирки-речки, от Тоболска вверх по реке Иртишу 20 поприщ; речка Сибирка пала устьем в Иртиш под земляной город, идеже царь Кучюм в великом опасении пребываше.





И не дошед того места за полтора поприща, на той же горной стране, под крутым яром, Ермак с товарищи своими вышед и будив своих асаулных на берег, поставил на лугу полатки и спал в них. И тогда неприятели со уготовленным войском своим ударили на обоз его, атамана Ермака с товарищи; тогда ж Ермак, из полатки своей спалной услыша то нахождение иноплемянников на себя и не чая, что место плохо и стоять невозможно, скочил с яру в судно, в струг свой, и прескочил три струги, мочию своею паде в воду в великую реку Иртиш в яр, в глубокое мето, а на нем в то время два панцыря были, иже утопе абие, и поиде ко дну аки камень. Дружина же его храбрая с того бою отъидоша в целости, и ни един от них погибе. После же их отходу козацкого царь Кучюм на том месте, идеже под яром атаман Ермак утопе, повеле рыболовом и людем своим сетьми и баргами и всякими снастми промышлять, дабы тело Ермака из омута выволочь вон. А кто тело его, Ермака-атамана, найдет, и тому царь Кучюм обеща отвес сребра и честь пожаловать; а как сыщется, «велю тело его вора атамана  Ермака в части изрезать и сам мясо его с родителми своими стану ясти такова разорителя своего царства».
От Тоболска же города вниз по Иртишу-реке до Демьянскаго яму и от Демьянского яму до Самаровского яму плыть на низ Иртышем-рекою 10 дней; а от Самаровского яму рекою Иртышем устьем до великой реки Оби сутки: и того разстояния от Тоболска будет Иртышем-рекою до устья Иртишева 1000 поприщ. А от Самаровского яму вниз великою рекою Обью, по обе стороны великой реки Оби и Иртиша и иных всяких рек множество, живут великих государей наших подданные ясачные люди, Татарове, Остяки, Самоед, розными языки и улусами своими, а над собою те ясачные люди имеют началных людей в улусах князцов, ясаулов, сотников, десятников. А живут в лесах темных над водами; зимные юрты деревянные в землях, аки в погребах, от великих мразов, а летныя юрты имеют в иных местех над водами великими, токмо к лугам и пескам великим, для того что с весны у них и во все лето до осени бывает множество мошки и комаров, а нощию спят в полатах холщевых на высоких кроватях, под кровати же кладут огнь и куриво, дабы комары и мошки дали нощию уснуть. В жилищах же их велие множество всякого зверя: лосей, оленей, медведов, лисиц, росамак, соболей, бобров, выдер, рыбы всякой такожде безчисленно: осетров, стерлядей, щук, тайменей, карасей, линей, плотиц, и всяких птиц: лебедей, стерхов, жеравлей, цаплей, баб, гусей, казарок, розных родов уток, гагар, соколов, кречетов розных, цветов, ястребов, орлов, скоп, челиков. А те ясачные люди имеют у себя, которые богатие, в одном юрту по 3 и по 4 жены, маломощныя же люди по одной жене имеют. А одеяние и обувь имеют с рыбьих кож, с осетров, стерлядей, с налимов или сомней, и со всяких птиц; проделываюг же те кожи рыбьим жиром аки рогдугу мягкостию, которые отнюдь дозжа не боятся.




А питаются все зверным мясом и птичиим, да рыбою, хлеба же не сеют и отнюдь не знают те, которые от городов в далнем разстоянием живут. А ездят зимним путем от юрт до юрт и до города, где кто ясак платит, нартами, на собаках и на оленях доморощеных, потому что на конях для великих снегов ездити невозможно. Княжцы же их и прожиточные ясачные люди в улусах и юртах своих имеют у себя по 100, по 200, по 500 и по 1000 оленей, а те олени питаются собою мхом и травою, и молоко у них доят на потребу свою. Да с тех же ясачных людей со всякого человека, с лука, ясаку на великих государей в год дают в государскую казну по десяти соболей с пупки и с хвосты, а лисицами черными, чернобурыми бобрами и выдрами и всяким зверем в казну берут зборщики, государские люди, посланные для сбору ясачного, смотря по достоинству, по смете против соболей указного числа.
От Самаровского яму вниз великою рекою Обью до города Березова 1000 поприщ; город Березов стоит на левой стране над рекою Сосвою, от Оби-реки за 3 поприща; Сосва-река и Вагулка устьем пали в Обь-реку. А от Березова -города вниз рекою Обью плыть на низ до устья великия реки Оби месяц, по смете 3000 поприщ. Великая река Обь устьем пала в великое море-океян, прозванием Мангазейское море, студеное. Мангазейской город стоит над рекою Мангазейкою; река Мангазейка пала в море-океян; а тем океяном-морем Мангазейским с устья великия реки Оби морем-океаном мимо Пустозерской острог к городу Архангелскому езды карелскою лодию месяц, своею силою, сиречь греблею, парусом же пол-2 недели. Все по обоим странам моря, по островам и около рек, живут государские ясачные люди. Остяки, Самоеды, Лопяня.
От Тоболска же, царства Сибирскаго, вверх по Иртише-реке, по обеим странам реки, над рекою и по иным стороним рекам живут государские люди Руские, Тоболского уезду служилые тоболские Татарове и ясачные люди, до Тары -города не доходя за 3 дни. От Тоболска же до Тары -города 1000 поприщ, а зимним путем на лошадях езды пять дней; город Тара стоит вверх Иртиша-реки на правой стороне от страны Черный Камык, к степи, над рекою Аркаркою, от реки Иртиша 3 поприща, устьем пала в Иртыш-реку. А от Тары -города вверх же Иртишем-рекою до Ямыша-озера соляного стругами ходу 5 недель. Озеро Ямыш от реки Иртиша 5 поприщ, и служилые люди Сибирцы соль-бузу из того озера ломают рычагами емлют и возят тележками на себе, на лошадях и на велбудах и струги грузят. А на то место у пристани Ямыша-озера приезжают с товары китайскими из Китайскаго царства Бухарцы и Калмыки со всякими своими товары, с лошадми и со всяким скотоми с ясырем, и торгуют с рускими людми поволным торгом чрез аманатов своих. Соль же та зело чиста, аки снег или лед яснец, солка ж велми и сладка.


И кругом тех мест около Иртиша-реки таких соляных во многих местех самосадных озер много безчисленно, зверя тож и птиц и всякой рыбы много. А около тех мест вверх Ямышева озера живут Калмыки розных тайш, и с тех Калмык на великих государей ясак не идет, токмо соседственным обычаем живут и между собою торгуют и послов своих в государские городы, в Тоболеск и на Тару и в Томской город, отпущают торговать. А от Ямышева озера вверх по Иртыше-реке Черных Калмык до улусов Бошохты хана Зайсанкул урочище великому озеру; ширина тому озеру Зайсанкулю 7 поприщ; а посреде того озера бежит Иртыш-река; ходу стругами 2 месяца, а сухим путем степью, лошадми 2 недели, кочевным ходом. У Бошохты хана или у царя Черных Калмык и у тайш, у товарищев ево, в улусах их служилых людей в 15 дней збирается 100,000 человек конных, а пеших нет и не бывает; бой у них лучной, а огненнаго ружия неболшое, и то с фетилем; скота в их улусах зело много, велбудов об одной и о двух кочках, лошадей добрых, коров розных родов, овец болших, назади с куйрунки по ведру, малых лошадок, сиреч ишеков родом, с великими ушми, по аршину; много такожде бобров, барсов, лисиц белых, птиц и всяких рыб многое множество; хлеб всякой яровой зело родится: просо и полба, пшеница.
От Тары -города до улусов их черных калмыцких Бошохты хана сухим путем, на лошадях, тяжелым ходом со виюками, пол-2 месяца. А от них и от улусов Бошохты хана, через камень Саянской и через Желтые Калмыки Калги хана, Мунгалскаго хана, тем же ходом пол-2 месяца. А от улусов Мугалского хана Калги до Китайскаго рубежа Богдуйскаго царя 10 дней, и до стены Китайской, до первого заставочного города, городами возле стены каменныя 3 недели езды до Камбалыка-города. В Богдохан Маха в Китайское царство изо всех государств и земель всякия люди. Калмыки и Мугалы, Бухарцы и Тагуты, с товары торговать приходят: в Китайском же государстве торг всякому поволной без всякия обиды. А товары к ним из Сибири в Алтай ходят: соболи, рыси, лисицы, бобры, выдры, горностаи, мехи заячий черевий, юфти, кожи красныя, кожи золотыя и серебреныя, сукна красные, кость, рыбей зуб доброй болшой, самые добрые коралки красные з бела, ентари добрыя; Калмыки же привозят ясырей, велбудов, коней и скот всякой; и за те свои товары в Китайском государстве кто что хочет берет, сиречь себе; товары их: злато, сребро всякое, дорогое камение, камки, китайки, коралки белые и мскус, ревень, чай траву, табак.


От Томского ж города езды на лошадях верхами со виюками 2 недели. Томской город стоит над рекою Томью; место всем изобилное хлебом, зверем и рыбою. А от Томского вверх водою, Томою-рекою до Кузнецкого острогу стругом ходу 3 недели, а малыми судами 2 недели или 10 дней; голою же степью на лошадях езды 6 дней, по смете 1000 поприщ; а река зело быстра; острог стоит на той же стороне, что и Томской город, стоит над Томью-рекою. Кузнецы же словут, потому что ясачные люди государские тамо живут по берегу Томи-реки и иных тамошних рек, трех терсей камений берут и жгут, и плавят железо, и куют вместо наковалн на камени ж; а железо то кузнецкое и уклад велми добр, лутше свейскаго железа, и мяхко железо, аки свинец. Соболми, железом в казну ясак платят. А от Кузнецкого острога до Томы-реки езды на лошадях степью по одной стороне 3 недели, а по другую сторону реки Томы горы зело высокие каменныя, и леса на них зело темныя всякия, а около тех мест по рекам и по лесам живут государские ясачные люди, Татарове, Тубинцы, Мразцы, Кондомцы, Верхние Киргизцы.
От Томского ж города чрез Киргизскую землю и чрез Мунгалскую землю Саинг Лоджана хана Алтынова сына сухим путем, на лошадях, со виюки месяц ходу; а от Лоджана хана до Мухалского Очироя хана езды до 10 дней; а от Очироя хана, Мугалскаго царя, до Китайского государства 3 недели 5 дней ходу. От Томского ж города мимо Киргизкую ж землю чрез Красноярской острог до Енесейского острога сухим путем, на лошадях, 3 недели езды. Красноярской острог стоит над рекою Енесиею, в вершине Енесеи-реки. До Красноярского острога, до Киргизской земли, на лошадях 3 дни езды. От Томского ж города с устья Томы-реки, где она, Тома, в великую реку Обь пала, вверх великою рекою Обью до устья Бии и Катуни ходу стругами пол-2 месяца. А около тех мест по обеим сторонам реки Оби живут ясачные люди Татарове и Белые Калмыки, ясак же платят Черных Калмык Бошохте хану и иным тайшам, братиям и сродникам его ханским. И вверх около великих рек и устей Бей и Катуни места зело изобилные лесами и полями, черность земляная в человека вышиною, зверя всякого, птиц и рыбы всякой велие множество. И чрез то место и устья Бей и Катуни на великой реке стоит остров великой, и тем местом Калмыки Черные из своей земли в Мунгалскую и Киргизскую земли ходят, а Мунгалы и Киргизы тем же местом от себя ходят к ним, Калмыкам. И только бе изволили и указали великие государи на том месте, на устья Беи и Катуни, город или острог поставити, и им бы великим государем великая прибыль была в ясак от ясачных и в проезде от торговых людей всяких

            ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://gilliotinus.livejournal.com/67897.html
Subscribe
promo gilliotinus february 18, 2016 07:20 61
Buy for 10 tokens
Доброго времени суток, уважаемый пользователь! Этим постом мы начинаем знакомство с уникальнейшим документом давно минувшей эпохи (название его в заголовке статьи) Сам материал не каждому, возможно, будет "по зубам", но как говорит Спаситель, "царствие Божие достигается…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments