ОТШЕЛЬНИКЪ (gilliotinus) wrote,
ОТШЕЛЬНИКЪ
gilliotinus

Categories:

ДОПЕТРОВСКИЙ ПИТЕР. ЧАСТЬ 03 (Ник.Субботин)

ЧИТАТЬ СНАЧАЛА - http://gilliotinus.livejournal.com/74422.html
=========================================================
Предисловие № 3 (Дамкина) к статье № 3 – о чуде, о котором мало кто знает



Пожалуй, добрался до кульминации той информации, которую хотел представить Вам.

Если бы, в очередной раз простым копированием, я повторил то, что в интернете встречается на «каждом шагу», то не сумел бы заострить внимание на шедевре, артефакте, который мало известен даже питерской интеллигенции. Специально провел тестовый опрос среди высокообразованной публики на предмет знания, где находится царь-ванна и кто ее видел воочию. Статистика никудышная, но впечатляющая: из десяти опрошенных, мне ответило двое – вроде слышали о ней и даже примерно сказали, где можно найти – в Гатчине, Петродворце, но ни как не в Царском селе.
[Spoiler (click to open)]
«Когда досужий гость нашего города или неискушенный петербуржец, посвящает свой выходной день знакомству с архитектурными шедеврами царских усадьб, например, царскосельским ансамблям, то он не знает, какие чудные открытия его ожидают в путешествии по Царскому Селу. Утомленный их красотами - елизаветинским барокко Растрелли и китайщиной Ринальди и Фельтена, высоким классицизмом Кваренги и романтической псевдоготикой Менеласа, любознательный экскурсант наконец-то попадает в Баболовский парк, более похожий на лес, ничто не предвещает ему новых архитектурных чудес. И велико бывает его удивление, когда на дальней окраине парка пред ним вдруг вырастает мрачноватая кирпично-красная руина с «готическими» окнами. С любопытством и не без душевной робости приблизится он к ее стенам и заглянет внутрь стрельчатого проема - гигантская гранитная чаша откроется его изумленному взору. Вот оно несомненное чудо, явленное нам в нашей приземленной жизни! И долго не сможет счастливый путешественник отвести глаза от чаши, зачарованный ее циклопическими размерами, совершенством ее циркульных очертаний, мерцанием зерен кварца на ее полированной поверхности в таинственном полумраке сводчатого зала.



Артефакты Санкт-Петербурга: Посуда для Минотавра или банная шайка для гигантов
Приведенная литография Лангера невольно наводит на мысль о том, что лицеисты бывали в этих местах и уголках Царского Села, не исключая и Пушкина. И действительно, такие свидетельства мы находим у поэта. Согласно исследованию С. Д. Руденской, у Пушкина дважды упомянут Баболовский дворец. Первый раз — в одном из ранних стихотворений «На Баболовский дворец» (1816), где тонкий выпад в сторону императора юный поэт связал с именем красавицы Софьи Вельо — дочери царскосельского банкира (впервые опубликовано В. Е. Якушкиным в «Русской старине», 1884, кн. XII, с. 576).

«Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног».

Второй раз дворец упомянут в плане ненаписанного стихотворения «Prologue» («Пролог») 1836 года, где есть примечательные слова: «...теперь иду на поклонение в Царское Село и в Баболово...».

Однако, странно, что Пушкин А.С. ни строчки не написал о царь-ванне. Можно предположить, что царь-ванна даже лицеистам не показывалась, Это чудо могли видеть только особы, имеющих на то разрешение его Величество Царя.

Художник Лангер создал сюиту царскосельских видов. Летом 1819 года он выполнил с натуры этюды, которые послужили основой для литографий, отпечатанных в 1820 году. В числе этих литографий есть и изображение Баболовского дворца того времени. Этот рисунок, похоже, был сделан почти с той же точки наблюдения, что и у Кваренги, т. е. с противоположного дворцу берега Большого пруда. Обращает на себя внимание достаточно романтичный характер композиции: заросший пруд, скрывающийся за густыми кронами деревьев дворец, интригующий вид грота у дворца справа

Основное содержание статьи №3 можно найти в разных вариантах по поиску. Остановился на публикации данным блоггером, так как у него написано предисловие к широко известному тексту в интернете, с добавлением от меня вкраплений исторических сведений из другого источника http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adres...

Автор чуть в других терминах пишет о том же, что думаю и я. Вы уже привыкли к моему шаблонному мышлению о захоронении древнего гиперборейскто города, под блеском столичного града, поэтому Вам становится уже неинтересно читать мои фантазии:

«ошибался ранее в предположениях, ошибается в сомнениях и сейчас».

Зато, коллеги по перу не ошибаются мыслями, изложенными в предисловии в той части, которая касается мастерства изготовления, размеров и сомнений, что данное чудо могло быть ванной. Однако, по традиции все публикуемые статьи об артефакте в Баболовском дворце пишут об изделии, которое самое большое в мире – царь-ванна, выполненная из единого куска гранита. Никто не сомневается, что русский царь из-за царственной прихоти (что с них взять то с царей гороховых) решил заказать себе ванну для моржевых купаний. Так не просто ванну, а бассейн, из целиковой глыбы гранита и готов был ждать начала купания целых десять лет – время изготовления ванны и еще 6 лет ждать полировки гранитной поверхности. Итого 16 лет ожидания постройки гранитной купели. Царю Александру I в 1818г шел 41 год с момента своего рождения, когда в Царское село (если верить датам историков, так как в других источниках, утверждается, что 1818г была закончена работа над изготовлением заказа) привезли глыбу. И должно было ему стукнуть, к моменту окончания изготовления ванны, 57 лет. На Руси русские цари не были бы царями, если к старости не обзаводились гранитной ванной невиданных размеров.

Царь Александр I умер в 1825г. Царь Александр I был протектор Мальтийского ордена.

Вновь, чуть-чуть истории для того, чтобы понять мое утверждение о не случайности выбора Екатериной II местности под баболовский дворец.


«Баболовская мыза с конца 1770-х годов принадлежала Г. А. Потемкину-Таврическому. Своим появлением дворец обязан Екатерине II. По сведениям И.Ф. Яковкина, уединенное красивое место у Кузьминки государыня присмотрела во время своих прогулок вдоль Таицкого водовода. Ей приглянулся холм у правого берега, образовавшийся, видимо, при выкапывании пруда, и расположенный на расстоянии в полторы версты от Царскосельского сада к югу, не доезжая чухонской деревни Баболова.
В 1780 г. Екатерина повелела выстроить там, при водоводе, за 3984 рубля небольшой деревянный дом со службами. Но здание просуществовало недолго: красота местоположения и уединенность строения убедили Екатерину II в 1782 году дать «повеление» о сломе деревянного дома и постройке на его месте каменного с 7 комнатами по смете в 15 с половиной тысяч рублей, с размещением в круглой комнате мраморной ванны. Повелевалось также развести Английский сад, окружить его валом и канавой для осушения места. На проведение земляных работ, выстилку дерна, устройство дорожек по английскому образцу, выкапывание двух небольших «прудочков» и прочих необходимых работ из Кабинета дополнительно было отпущено 5 тысяч рублей.
Судя по информации, содержащейся в «Тетради для записи изустных Высочайших повелений»,9 июля 1785 г. императрица пожаловала Баболовскую купальню своему недавнему фавориту светлейшему кн. Г. А. Потемкину. При этом само здание оставили в ведении мастеров Царскосельского дворцового правления, отпускавшего средства на его содержание, и никогда не числилось собственностью князя Г.А. Потемкина, как и Баболовская мыза.»http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adres..
Из исторического экскурса видно, что взгляд царских особ пал на «красоту местоположения» и поэтому они тщательно скрывали под сараем, затем каменным домом и далее дворцом, сокровище, которое там находилось.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) имеется дело «О построении в деревне Баболовой вместо имеющегося деревянного в нем каменного домика с одной мраморной ванной», начатое 2 ноября 1782 года. От этой даты, видимо, и следует отсчитывать историю дворца. Договор на построение «Каменного дома при деревне Баболово» был заключен в январе 1783 г. с «каменного дела мастером» И. Минчаки, который построил здание по проекту И. В. Неелова и, очевидно, в том же году закончил строительство, так как летом следующего года «живописного художества мастер» Федор Данилов уже расписывает по рисункам Неелова внутренние покои дворца.
Сооруженный каменный Баболовский дворец (иногда его называют миниатюрным) представлял собой уникальный образец русской архитектуры конца XVIII века и отличался своеобразием планировки и внешнего вида.
приходится заострять внимание на датах. Петр I, сразу по приходу в Питер», т.е. в 1703, положил «лапу на предместья, которые в последствии стали царскими резиденциями. Разыми причинами можно обосновывать такой выбор местности для отдыха высокопоставленных имперских особ, а не только красотами природы, но и теми особенностями, которые отличали эти места от, не менее, прекрасных ландшафтов, в северном направлении от С-Петербурга.

Приходится обращать внимание на смету строительства дворца, в которой учтены основные этапы стоимости работ по возведению сооружения.


После организованных торгов (в те времена контракты с финансированием из казны заключались только на конкурсной основе) был заключен подряд от 13 января 1783 года Конторой строений Царского Села с «каменных дел мастером» Иосифом Минчаки (1754—1819) (в архивном оригинале стоит подпись — Госпер Минчаки) «на слом деревянного строения и постройку каменного дома за 13700 рублей».
Под фундамент дворца было вынуто 40 куб. саж. земли. Всего в 1783—1785 годах на каменные работы было ассигновано 15595 руб., на мраморную ванну 1560 руб., на две подземные трубы для Таицкого водовода 1100 руб., на земляные и садовые работы 4955 руб.
Сметой работ на строительство дворца были предусмотрены затраты, например, на такие материалы:
·кирпич красный на стены — 273 тыс. шт.; плиты бутовые — 20 куб. сажен;
·дикий камень (бутовый: булыжник и другой необработанный камень для заделки в фундамент) — 30 куб. сажен; плиты тесаные на цоколь — 356 пог. сажен; кирпичный щебень — 6 куб. сажен; известь серая — 1000 бочек; известь белая — 150 бочек; алебастр — 300 пудов; песок желтый — 15 куб. сажен;
·белый пудостский камень (бруски) различных типоразмеров на наличники и карнизы — 230 пог. сажен;
·плита путиловская для настилов длиной 3 аршина, шириной 2 аршина, толщ. 9 вершков — 48 пог. сажен;
·плита путиловского камня на площадки, размером аршин — 50 штук;
железо кровельное серное — 2000 листов; железо полосовое и квадратное — 66 пудов; гвозди 2—4-дюймовые и кровельные — 30000 шт.; печи изразцовые с дверцами, трубами и задвижками — 2 шт.; различные лесоматериалы (бревна, доски), столярные изделия и много других материалов. http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adres..
Однако, когда речь идет о выполнении заказа на изготовление «ванны», то в архивах не найдено подобного перечня стоимости работ, входящих в комплекс работ по выполнению подряда на изготовление не просто ванны, а гигантской ванны, требующих дополнительных дорогостоящих усилий.

К работам, с которых должно начаться выполнение заказа на цельногранитное изделие огромных размеров должны относиться:

1. работы по вырубке монолитной глыбы гранита весом около 160т (как пишут историки) и их финансирование

2. транспортировка заготовки до С-Петербурга и от Санкт-Петербурга до Сарской мызы, включающая в себя изготовление дорог по доставке груза.

Для понимания трудностей транспортировки грузов весом более 150 тонн, взгляните на современное оборудование для перевозки тяжести в 160 тонн

Артефакты Санкт-Петербурга: Посуда для Минотавра или банная шайка для гигантов

Как был доставлен Гром-камень к Исаакиевскому собору, за сотню метров от Невы, мы хорошо знаем (прим. D – «я не знаю»).
Как многомудрый Августин Бетанкур доставил царскосельскую чашу, не столь тяжелую, как Гром, но все-таки весящую без малого 50 тонн, к месту ее установки в начале XIX века, когда эпоха пара и электричества еще не наступила - инженерная загадка: ведь рядом ни водных путей, ни порядочных дорог нет, и приходится сожалеть, что прилежный рисовальщик-документалист не присутствовал при этой уникальной транспортной операции. Нет достоверных сведений и о том, где была изготовлена чаша - прямо в каменоломне на одном из островов Финского залива, или близ места установки. Если верно последнее, то, следовательно, к стенам Баболовского дворца был доставлен «отруб» гранита, в 2-2,5 раза превосходящий по массе саму чашу. http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adres..
Чтобы протащить тяжеленную глыбу гранита, нужны дороги, позволяющие выдержать такую нагрузку на дорожное полотно. И такие дороги появились в С-Петербурге, но только в 20 веке, но никак во времена Петра I.

Этими словами демонстрирую шаблон мышления современного инженера: тащить – это не катать…

Но, если все же катили по бревнам…160 тонн, то возможно ли организовать тягловое усилие рабов или лошадей на бездорожье? Как проверить? Проблема, однако.

Сама работа по изготовлению ванны, за которую мастер каменотесных работ Суханов запросил 16 тысяч рублей.
В 1796 году в захваченный во втором походе у Османской империи Азов, Петр 1 направил гарнизон с семьями, определив в год выдавать рожь, овес на пропитание, а так же жалование в размере 5 рублей на человека с семьей...
Неизвестно сколько работников входило в артель Суханова. Но, исходя из приведенных цифр, их должно быть не более 10 человек.

На строительные работы по строительству дворца бухгалтерские документы существуют, на изготовление ванны вместо документов только легенды и как пишут историки Суханов на этом заказе разорился.

Допетровский Питер







читать окончаниеhttp://gilliotinus.livejournal.com/74808.html

Subscribe

promo gilliotinus february 18, 2016 07:20 63
Buy for 10 tokens
Доброго времени суток, уважаемый пользователь! Этим постом мы начинаем знакомство с уникальнейшим документом давно минувшей эпохи (название его в заголовке статьи) Сам материал не каждому, возможно, будет "по зубам", но как говорит Спаситель, "царствие Божие достигается…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments